Моя работа в комиссии началась ещё почти за месяц до выборов, с первого заседания. Я пару раз дежурил на участке в выходные, писал пригласительные (их было два типа) и разносил их жителям выделенного мне дома лично в руки. Накануне дня голосования участвовал в оформлении участка. Работа была для меня новая и интересная. До этого я работал наблюдателем, а сейчас взглянул на выборы с другой стороны, со стороны организаторов.
Я хотел найти себе наблюдателя на участок, с кем можно было работать и на кого можно положиться. Никто из моих знакомых, которым я предлагал не соглашались работать за 500 рублей, которые предлагала КПРФ, а другие партии совсем ничего не предлагали. Но в итоге, наблюдатели на моём участке были, даже двое. Один - бодрый, общительный и веселый пожилой мужчина, а другого я знал по велофоруму, мы с ним даже участвовали в одной из покатушек. Все с опытом работы, так что, придя на участок, я был спокоен.
Комиссия состояла из учителей этой школы во главе с завучем. Участок располагался в школе 92 г. Кемерово.
Меня посадили сразу же на книгу. Это было немного неожиданно, особенно когда в 8 утра самый первый избиратель направился ко мне, а я даже не знал, как её заполнять. Но быстро разобрался. Я выдавал бюллетени как раз тому дому, в который разносил пригласительные, и некоторых узнавал.
Я сидел ближе всех к урне и параллельно вёл визуальный подсчет избирателей, отмечая каждый опущенный бюллетень. Председателю не понравилось, что я на работе занимаюсь посторонними вещами, сказала, что это работа наблюдателей и что я всё равно всех не подсчитаю. Тогда я не придал особого значения этим словам.
читать дальшеПосле обеда меня послали с переносной урной на голосование на дому. Это было впечатляюще.
Во первых, пожилые люди, которые голосуют за Путина, потому что "он пенсию поднял" и "лишь бы не было войны". Откуда взялся этот мем про войну, который я слышу от пожилых уже не первый раз??
Ещё, всем у кого было 4-го день рождения, полагался подарок. Одна из таких женщин, пришедшая на выборы, подарка не получила, потому что председателя не было на месте, она не дождалась и ушла. Было решено отнести ей подарок. Она была очень удивлена, когда подарок ей доставили на дом 
А в соседнем подъезде где должны были проголосовать бабушка и дедушка, сказали, что дедушка совсем плох и вот-вот умрет. Бабушка проголосовала, а сразу после нас к ним пришел священник в рясе и с крестом для дедушки...
Но самая фееричная была последняя заявка, которая поступила уже, когда мы были на выезде. Дверь открыла девка примерно моего возраста, абсолютно неадекватная, отказалась предъявлять паспорт для голосования, стала хамить, началась словесная перепалка. С нами был охранник, как выяснилось не зря. Когда она плюнула в нашу сторону, он сказал ей что-то резкое, она в него вцепилась, словесная перепалка переросла в физическую. А девка эта была килограмм 150. Затем принесли паспорта, вышла их бабушка. Пока бабушка голосовала, вышел муж этой девки, стал спрашивать кто мы такие и требовать наши документы. Девка стала всё снимать на телефон и звонить в полицию. Всё это происходил в кармане, где бегали дети и ещё вышла соседка на шум. Ощущения как в сумасшедшем доме. Потом ещё полиция приходила на участок, интересовались, так как сигнал поступил на нас.
Но вернемся на избирательный участок. Казалось, всё под контролем. Выборы проходят без нарушений, члены комиссии делают всё, чтобы каждый человек смог исполнить свой гражданский долг. Урны прозрачные и щель у них настолько узкая, что туда с трудом пролезает бюллетень, сложенный вчетверо. Урны постоянно контролируются мной или наблюдателями. Весь процесс контролируется веб камерами. Кстати, я с утра дома поставил на запись и у меня есть запись всего дня голосования с двух камер до восьми вечера. Но там ничего интересного.
Уже чувствуется усталость и хочется провести подсчет голосов, чтобы всё скорей закончилось.
На этапе подсчета неиспользованных бюллетеней, уже закралось сомнение. Получалось, что количество бюллетеней, которое должно быть в ящике, расходилось с тем, что мы считали визуально, отмечая каждый опущенный бюллетень на 280. Конечно, не всех таким образом учтешь. Исходя из моего опыта наблюдателя расхождение здесь могло быть максимум 100. А где ещё 180 бюллетеней?
Подсчет не велся гласно, как это нужно по закону, перекладывая каждый бюллетень. Каждый член считал свою стопку, потом оглашался результат. Стопка путина была впечатляюще больше остальных стопок.
Мы с наблюдателями бегло просмотрели все стопки, чтобы там не было "лишних" голосов.
Увеличенная копия протокола, которая заполнялась при подсчете. Прохоров даже занял на участке 2-е место.

На этом и успокоились. Подписали протокол. Копию протокола сделали всем желающим


Мы с наблюдателями разошлись по домам. Я сказал председателю, чтобы мне обязательно позвонили, если будет пересчет голосов.
Но наутро зашел на сайт избиркома был очень удивлен небольшим расхождением первичного протокола и результатам в ГАС Выборы:

Зачем?? И так процент был приличный, зачем ещё то наглеть?
Что делать, не понятно. Куда что и как писать. Обратился в КПРФ, сказали, что будут ещё разбираться, сверять протоколы и писать жалобы, но не раньше, чем через неделю.
Обратился в Голос Кемерова, у них там есть юристы - сказали, они сами только приходят в себя, таких случаев много, будут разбираться и решать, что делать. Позвали на митинг.
Прихожу на митинг. Сквер оцеплен, полно полицейских, пеших и конных. Народу немного, человек 70. Рядом нагнали "митинговать" молодцов с плакатами типа "Путин - народный президент". Рядом выступающие рассказывали, как действительно ковалась победа Путина, на основе своих впечатлений о работе на выборах. Выступления эмоциональные и брали за душу. Радует, что есть люди, которым не всё равно и готовые что-то делать. Хоть их и мало.
Во вторник ходил в школу получать деньги за работу в комиссии. Получил 2900 рублей. На мой вопрос, почему расходятся данные, председатель сказала, что, когда приехали в Территориальную комиссию, что-то там не сошлось, оказывается, не правильно подсчитали погашенные бюллетени, мне не стали звонить, потому что было уже 3 ночи и бла-бла-бла. Говорила это спокойно, от разговора не уходила, создалось даже впечатление, что ей немного стыдно.
Изучил внимательно закон. Во-первых, составлять повторный протокол не было необходимости, контрольные соотношения сходились, протокол по-моему мнению, составлен верно. Напишу в ТИК с этим вопросом. Посмотрим, как они будут изворачиваться. Даже если и были основания для пересчета голосов, то при пересчете не присутствовали все, кто присутствовал при первом подсчете, а на повторном протоколе нет моей подписи, как члена УИК, либо она подделана. Таким образом, председателем УИК 297 Тужилкиной Мариной Васильевной был составлен повторный протокол с грубейшим нарушением закона. Мне не приятно, что учитель высшей категории, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, отличник народного просвещения РФ, ветеран труда, победитель конкурса лучших учителей РФ, врет мне, что не правильно подсчитали погашенные бюллетени.
Печально, что таких случаев много, как по городу, так и по стране. Путину приписывали по 100, 200, 300 голосов. Скорее всего, на тех участках, с председателями которых можно договориться.
В целом, фальсификация на участке получилась около 300 голосов. При том, что на участке было как минимум 3 человека, заинтересованных в честном результате. Печалит меня то, что лично я мог всё это предотвратить, но не сработал, на 100% и не могу сейчас спокойно сказать, что сделал всё, что мог.
Если +200 неправильно подсчитанных будет сложно доказать, то +100 легко доказывается копиями протоколов. Так что борьба только начинается!
Что можно было сделать (себе на будущее):
- настоять, чтобы итоговые данные в книгах избирателей были занесены ручкой, выборочно подсчитать правильность подсчета и только после этого переходить к подсчету бюллетеней. На каждой странице книги есть суммарные данные и подпись члена УИК, проставившего суммарные данные. Так вот, попросили поставить подпись, а данные внести карандашом. Я на своей книге проставил всё ручкой, но за остальные книги сказать не могу что там потом с ними делали. А приписки с подделанными подписями избирателей наверняка были, раз были добавлены голоса.
- настоять на том, чтобы все бюллетени считались гласно, по порядку, путем перекладывания каждого листка. Если их было всего 1900, а на подсчет каждого уходило бы 2 секунды, то потребовался бы час, а ни как не "до утра". Или хотя бы пользуясь правом члена УИК самому пересчитать стопку Путина. Хоть это бы и вызвало бурю возмущений. Следя за вбросами я и забыл, что фальсификации могут совершаться намного проще.
- оставаться в школе, пока вся комиссия не разойдется. Сопровождать председателя до ТИК и противодействовать давлению на председателя.
В целом, я получил большой опыт, понял, как всё это делается. В основном все фальсификации происходят на местах, в УИКах и ТИКах. И эти фальсификации можно предотвращать, но...